Михаил Степанович Высоцкий

альтернативный текст

Михаил Степанович Высоцкий получил высокое звание героя Беларуси «За вклад в развитие белорусского машиностроения».

Михаил Высоцкий родился в 1928 году в деревне Семежево Минской области. О его детстве мало что известно (по крайней мере в открытых источниках), также как и о том, как он с семьей пережил Великую отечественную войну. Но уже в 1946 году он устроился слесарем-сборщиком на Минский автомобильный завод, а одновременно с работой учился в Минском автомеханическом техникуме, который успешно закончил в 1949 году. В своей дипломной работе Михаил Степанович предложил проект первого конвейера по сборке автомобилей на МАЗе.

альтернативный текст

Сразу после окончания учебы он перешел на должность конструктора и одновременно начал обучаться во Всесоюзном заочном машиностроительном институте, который окончил в 1955 году.

альтернативный текст

В 50-х годах Высоцкий принимал активное участие по созданию автомобилей МАЗ-200 и МАЗ-205. А разработанные при его участии прицепы и полуприцепы активно использовались при запуске первого искусственного спутника земли. Большим испытанием стала разработка первого в мире 40-тонного самосвала МАЗ-530. Он, кстати, впоследствии выиграл гран-при на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году.

В 1961 году Михаил Степанович становится главным конструктором МАЗа. Именно с этого года начинается расцвет Минского автозавода. Под непосредственным руководством Высоцкого были разработаны десятки моделей автомобилей, в том числе и для Камского автомобильного завода. Перечислять их все нет необходимости.

Вспомнить можно о проекте автомобиля, который, к сожалению, так никогда и не был выпущен – МАЗ-2000 «Перестройка». В 1988 году он получил золотую медаль Большого парижского автосалона и был официально признан “Автомобилем XXI” века. Но из-за развала СССР и кризиса, «Перестройка» так и не вышла на конвейерное производство, хотя интерес к данному автомобилю проявили многие европейские страны. Единственная сохранившаяся на сегодня «Перестройка» установлена на постаменте около завода.

Михаил Высоцкий выступил инициатором создания на МАЗе производства отечественных автобусов, которое и началось в 1992 году. Именно благодаря этому на наших дорогах сегодня ездят белорусские автобусы.

Кроме разработки новых моделей, Высоцкий занимался и научной деятельности. Его труды стали основой для совершенствования автомобильного производства и его развития. Им опубликовано более 450 научных статей, издано 20 монографий, получено более 100 патентов. В 1989 году он стал действительным членом Академии наук БССР. Активно занимался преподаванием и обучением.

альтернативный текст

вания, премии и награды

1967 год — за создание нового семейства автомобилей МАЗ-500 награждён орденом Трудового Красного Знамени;
1970 год:

 — за создание конструкции унифицированного семейства высокопроизводительных большегрузных автомобилей МАЗ-500 и организацию их производства на Минском автомобильном заводе присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники;
 — награждён медалью к 100-летию В. И. Ленина;
Медаль «За трудовую доблесть» -За отличие в автомобилестроении БССР.
Медаль «За трудовое отличие»-за высокие показатели производства большегрузных автомобилей МАЗ-500

1974 год — за создание нового вида автомобильного транспорта — большегрузных магистральных автопоездов — награждён орденом Ленина;
1976 год — присвоены почётные звания «Заслуженный деятель науки и техники БССР»;
1978 год — присвоено звание профессор по кафедре «Большегрузные автомобили» БГПА;
1986 год — за создание уникальной гибкой автоматизированной системы ускоренных испытаний автомобилей МАЗ и их узлов М. С. Высоцкому, как руководителю творческого коллектива, присуждена Государственная премия БССР;
1991 год — Указом Президента СССР присвоено почётное звание «Заслуженный работник промышленности СССР» — единственный в Белоруссии;
1998 год:

 — Указом президента Республики Беларуси награждён орденом Отечества III степени за заслуги в развитии фундаментальных исследований в области машиностроения, большой личный вклад в создание и освоение производства прогрессивной автомобильной техники;
 — вручена награда признания за значительный вклад и самоотверженность в достижении роста и успехов секций SAE;

1999 год — награждён Белорусской инженерной академией золотой медалью «За заслуги в развитии науки и техники»;
2002 год — Благодарность Верховного Главнокомандующего ВС РФ В. В. Путина за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству;
2003 год — Федерацией космонавтики России награждён золотой медалью имени С. П. Королёва за заслуги перед отечественной космонавтикой;
2004 год — Указом президента Республики Беларусь награждён орденом Отечества II степени за заслуги в развитии фундаментальных исследований в области машиностроения, большой личный вклад в создание и освоение производства прогрессивной автомобильной техники;
2006 год — Указом президента Республики Беларусь от 1 марта № 135 академику М. С. Высоцкому присвоено звание «Герой Беларуси» и вручена Золотая Звезда Героя за исключительные заслуги в социально-экономическом развитии Республики Беларусь;
2008 год:

 — Присвоено звание «Почётный доктор Белорусского национального технического университета»;
 — Избран почётным профессором Белорусского государственного университета транспорта;
 — Присвоено звание Почётный гражданин Копыльского района;
 — Присвоено звание Почётный гражданин города Минска;

2009 год — Присвоено звание Почётный гражданин Минской области.

Память

На малой родине Высоцкого, в поселке Семежево, был открыт Дом-музей Героя Беларуси М.С.Высоцкого

альтернативный текст

  • Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 27.05.2014 № 465 с 04.06.2014 учреждение образования «Минский государственный автомеханический колледж» переименовано в учреждение образования «Минский государственный автомеханический колледж имени академика М. С. Высоцкого».
  • Имя академика Высоцкого носит одна из улиц Минска

Поиск

Меню